Кто из нас в школьные годы не писал на тему выбора профессии в самостоятельной жизни! Как было бы интересно сейчас почитать эти полудетские прогнозы-размышления, во многом наивные, ибо за мечтой о заветной цели ребята часто не представляют себе всех трудностей, связанных с ее достижениями. Космонавт, водолаз, следователь, врач, геолог, артист... Этот перечень будет неполным без еще одной профессии - шофера. О ней с детства грезят многие мальчишки. Правда, до получения аттестата о среднем образовании утекает много воды, а с ней порой уходит в небытие так и неосуществившаяся мечта, уступая место другим планам. Но бывает и обратное...
Водитель первого класса Борис Иосифович Дацковский своей мечте не изменил. Обычно это свойственно натурам сильным, целеустремленным. Поставив перед собой цель, они с завидным упорством добиваются ее осуществления, даже если на это уходят годы. Борису Иосифовичу понадобилось немного времени, чтобы обратить в явь свою мечту - благо, профессию водителя у нас получить несложно. Было бы желание. И вот уже более двадцати лет Дацковский трудится в грузовом автотранспортном предприятии. Перерывом в работе стала лишь служба в армии.
У него открытое, добродушное лицо, крепко сбитая фигура, негромкая, спокойная речь, уверенные движения. Во всем облике чувствуется надежность. Но внешние впечатления порой обманчивы. Не зря же человека судят прежде всего по делам.
Приезжая на автопредприятие, обратил внимание на то, что фамилия этого водителя чаще других встречается в списке победителей в социалистическом соревновании. Называется либо сам Дацковский, как лучший шофер минувшего периода, либо возглавляемая им бригада. Вот и последняя «молния» информировала о том, что из девяти водительских бригад ГАТП, участвующих в уборке урожая-85, на 20 августа лучшие результаты на счету коллектива Б. И. Дацковского, выполнившего план объема перевозок на 127,3 процента.
Какие только грузы не перевозят члены бригады! Совершают дальние рейсы, когда это необходимо, обслуживают дорожные организации района, возят щебень, другие материалы. И по традиции в период уборочной кампании дружно включаются в сельскохозяйственные работы, участвуют в перевозке урожая зерновых и сахарной свеклы.
К уборочной бригада готовится как к ответственному экзамену. Тщательно проверяются, ремонтируются, переоборудуются все большегрузные машины, чтобы ни зернышка не потерять в дороге. А когда закипает работа, водители действуют слаженно, как единый механизм. Трудятся, не считаясь со временем, в полтора-два раза перекрывая сменные задания. Высоких результатов добиваются Александр Андреевич Эдерле, Владимир Иванович Гречишкин, Сергей Николаевич Аникушин, Анатолий Иванович Ивашов, Виталий Григорьевич Зиборов, Василий Михайлович Уваров и, конечно же, сам бригадир. В прошлые годы бригада Дацковского не раз становилась победителем в социалистическом соревновании среди водителей, участвовавших в сельскохозяйственных работах.
Сейчас коллектив вновь переключился на обслуживанне строительных организации района и по-прежнему идет с перевыполнением. Борис Иосифович, например, перевозит в день в среднем 32 тонны грузов! Не только водительский опыт и мастерство позволяют ему работать высокопроизводительно, но и бережная эксплуатация техники. К своему КамАЗу он относится, как к близкому другу. Техника - не человек, но отвечает взаимностью тем, что не подводит в дороге,
- Дацковский - один из самых надежных водителей, - говорят о нем в коллективе. - Никогда не бросит товарища в беде. С ним можно иди в разведку. Вспоминается недавний случай. На автопредприятии есть дежурный автобус, который привозит на работу водителей, отправляющихся в дальние рейсы. И надо же случиться беде - заболел шофер автобуса. Положение безвыходное. Чтобы выручить коллектив, Дацковский вызвался временно поработать на автобусе. И в первый же день, вернее, уже под утро, так как по графику рейсы автобуса растягиваются на сутки, вместо того, чтобы идти домой спать после напряженной смены, Борис Иосифович пошел в гараж к своему любимцу КамАЗу, стоявшему на ремонте. Пожертвовал отдыхом, чтобы ускорить ремонт машины.
Есть чему поучиться молодежи у бригадира - не только профессиональному мастерству, но и ответственному отношению к делу, напористости, умению дорожить честью бригады. Чего греха таить, не раз встречал рабочих, которые становились наставниками по просьбе мастера. Дацковский не из таких. Себя не называет громким словом «наставник», так как считает обычным делом помощь молодым, подготовку достойной смены. Не только категориями сегодняшнего дня живет водитель, но и мыслями, заботами о будущем. Сейчас в бригаде рядом с наставником ударно трудятся его ученики - Владимир Михайлович Звягин и Андрей Львович Ефимов. Выучив их, Дацковский переключил внимание на только что пришедшего из армии молодого шофера Сергея Чернышова, помогает ему быстрее освоиться в коллективе.
Много лет Борис Иосифович является ударником коммунистического труда. Его портрет висит на Досках почета в ГАТП и в объединении «Тулавтотранс». Имеет немало Почетных грамот. Награжден знаком «За работу без аварий». Активный общественник.
...Прочитав еще раз написанное выше, никак не могу отделаться от мысли, что самое важное недосказал, упустил. Наверное, это оттого, что люди, подобные Дацковскому, не успокаиваются на достигнутом. Они - словно умные, интересные книги, читая которые, каждый раз открываешь для себя что-то новое.
И. ЛЮБИМОВ. «Ленинская правда», 14 сентября 1985 г.